Выпус детей 1948 годаАвторы проекта: Беззубцев Александр ученик 7а класс, Зорина Татьяна Владимировна-учитель русского языка и литературы, Пучкова Наталья Аркадьевна-учитель истории.

Несколько раз мы навещали ветерана труда Барышникову Александру Петровну, которая отработала в нашей школе много лет. Мы с ней много беседовали о школе, о ребятах, которые когда-то учились в нашей школе когда-то. И вдруг, разговаривая с нею, я обратил внимание на часы, подаренные ей на праздник Победы. Тогда я понял, что её жизнь связана с Великой Отечественной Войной, а я об этом не знал. Тогда я столкнулся с проблемой, посещая, общаясь Александрой Петровной. Я ничего не знаю о том трудном периоде жизни во время войны. Мне захотелось больше узнать о том, как она воевала, кем она была, какой след оставила война в её жизни Я определил тему моего поиска. Это была тема исследования военного периода жизни нашей учительницы начальных классов Барышниковой Александры Петровны.

Мне эта тема показалось актуальной - Война закончилась давно. С каждым годом людей, которые сражались на войне всё меньше и меньше. И поэтому узнать о военном прошлом нашей учительнице, мне было очень интересно.

Гипотеза моего исследования: учитель нашей школы принимала участие в Великой Отечественной Войне и была её героем.

(учитель и участница войны)

Мы с ребятами стали чаще ходить в гости Александре Петровне, беседовать с ней. У неё в квартире мы выполняли посильную домашнюю работу. Александра Петровна угощала нас чаем. Из общения с ней мы узнали много нового и интересного об этом человеке. Александра Петровна предстала перед нами в новом образе-образе фронтовика.

В своём исследовании я поставил задачи:

В ходе бесед проследить военные события глазами участницы, её ощущения, её понимание тех событий. Поработать с архивными документами, с сохранившимися фотографиями. Поговорить с педагогами нашей школы, теми, кто работал с Александрой Петровной. В документальных источниках найти историю тех событий, с которыми была связана фронтовая жизнь Александры Петровны. Рассказать о своей работе своим одноклассникам и ребятам школы. С ребятами клуба «Патриот», куда я хожу оформить альбом, посвящённый Барышниковой Александре Петровне.

В литературе во многих произведениях описываются судьбы людей, прошедших войну и нашедших себя в мирное время. Таким героем является Андрей Соколов в повести Шолохова «Судьба человека», который прошёл всю войну, а потом --- вернувшись домой работал водителем в трудное послевоенное время. Также и Александра Петровна. Закончила педагогическое училище и собиралась работать в школе. Но война распорядилась по- своему.

Я начинаю подробнее изучать её фронтовой путь от Тамбова до Берлина и знакомится с событиями в которых она принимала участие. Я чаще с ней встречаюсь. Иногда хожу с ребятами, с классным руководителем, учителем русского языка. Александра Петровна во время встреч рассказывала много интересного о том, как 20-летней девушкой в марте 1942 года она ушла добровольцем на фронт.

Я нашёл материал о ней в городской библиотеке, периодической печати, в её личном и школьном архиве. С ребятами клуба «Патриот» мы ходили в городской краеведческий музей, в котором открыта комната боевой славы героев - рассказовцев.

Вот, что я выяснил в результате моих исследований.

... На фронт Александра Барышникова ушла комсомольцем-добровольцем 20-летней девушкой в марте 1942 года, а всего из её родни с фашистами сражались шесть человек. У сестры Зинаиды сорок осколков из спины извлекли врачи. После курсов связистов в Котовске Шура с однокурсницами едет на передовую. Предстоял большой путь до Берлина, длиной в несколько лет. И стала Александра, Шурочка, связисткой-разведчицей. Служила в 773-м зенитно-артиллерийском полку противовоздушной обороны. Разведчик в артиллерии-глаза и уши. С биноклем на посту провела Александра многие часы дежурств. Среди боевых подруг она выделялась там, что по звуку определяла, какой летит самолёт. Поэтому нередко несла дежурство на наблюдательном пункте.

За хорошие знания и образцовое несение службы она была удостоена звания ефрейтора. А спустя некоторое время стала начальником наблюдательного пункта.

Под Курском, ещё до начала боёв, приходилось связистам не только наблюдать за небом, но и передавать пакеты с описанием опознавательных знаков наших самолётов. Эти коды менялись часто, чтобы немцы не могли ими воспользоваться. За десять километров сбегать, отнести пакет, считалось делом не трудным, хоть и шла дорога через лес, через реку. Несёт Шурочка пакет, за спиной автомат (всё может в лесу случиться), а мост оказывается разрушенным. И забывает девушка, что боится высоты с детства, идёт по обгоревшим дощечкам моста, вниз не смотрит. Зимой, бывало, и под лёд проваливалась, но перебиралась на другой берег и в мокрой шинели несла пакет дальше.

Много встреч помнит Александра Петровна. Под Курском случилась эта история. Подбили немцы самолёт, который доставлял груз партизанам. Из экипажа два человека погибли, оставшихся в живых двоих лётчиков спрятали жители ближайшей деревеньки. Боялись немцы здесь хозяйничать (сильно было партизанское движение) и искали советских лётчиков всего несколько дней. Укрывала их молодая женщина. Муж её воевал, приходилось одной выполнять всю работу по хозяйству, воспитывать сынишку. Конечно, она рисковала не только своей жизнью, но и жизнью своего ребёнка. Позже лётчиков переправили в партизанский отряд. По ходатайству одного из них эта женщина была удостоена государственной награды-ордена Красной Звезды.

На красивом зелёном холме появился скромный памятник с красной пятиконечной звездой-погибшим лётчикам. Неподалёку расположился полк, в котором служила Александра Петровна, здесь и подружилась она с бесстрашной женщиной.

На войне всё было,- говорит моя собеседница. Наверное, только после ужасов войны человек начинает по-настоящему видеть красоту окружающего мира и ценить доброту людей. Прошло с тех пор более 70-ти лет, а память и по сей день хранит красоту брянских лесов.

Глубокий овраг. С его склона пробиваются тонкие струи чистой питьевой воды. Они стекаются в ручеёк, который течёт на дне оврага. Шелест леса, журчание лучезарной воды...И встреча с людьми, не ожесточившимися от тягот войны.

Было это под Пасху 1943 года. Александра Петровна дежурила на площадке у орудия. Откуда-то появилась женщина и, обращаясь к незнакомой ей женщине протянула ей миску с картошкой и свёклой. На вопросы связистки женщина ответила, что живёт в погребе своего дома с четырьмя детьми. Среднюю её дочь- Шуру немцы угнали в Германию. Что с ней сейчас мать не знает. Но услышала, что в расположившейся неподалёку части есть девушка с таким же именем, как и её дочь, и поэтому она принесла ей поесть.

Александра Петровна и сейчас благодарна этой женщине за её материнскую доброту, которой так не хватало на войне.

С гордостью Александра Петровна вспоминает свою службув армии под командованием Г. К. Жукова. Она проникнута глубоким уважением к этому талантливому полководцу. Как сейчас помнит дни подготовки наступления на Берлин.

К Одеру в Кострин, где стоял их дивизион, прибывали новые и новые части, подвозились боеприпасы и горючее. Важная роль отводилась прославленным советским «катюшам». Миллионы людей, десятки тысяч орудий, танков, самолётов стягивались к Берлину. В одну из ночей было её дежурство на наблюдательном пункте. В бинокль она увидела подъезжающие к костёлу автомобили с включенными фарами. Их было так много, вспоминает Александра Петровна, что зарябило в глазах. Через 2-3 минуты машины развернулись и быстро умчали вдаль. А через несколько минут началась бомбёжка немецкой авиации. Александру Петровну волной от упавшего снаряда отнесло в сторону. Когда она пришла в сознание, то увидела кругом всклокоченную землю и убитых солдат. В эту ночь была убита и её первая подруга из Саратова-Полина Черникова. Ещё вчера она мерила подвенечный наряд. Смеясь, показывала подругам фату-подарок жениха-майора. Все с нетерпением ждали, что в ближайшие дни будет объявлено поражение Германии. Казалось, жизнь только начинается...Первая, сброшенная бомба попала в пустующий костёл; высокий с затейливым рисунком, он закачался и рухнул. Как потом поняла, в костёл на совещание приезжал командующий войсками 1-гоУкраинского и 1-го Белорусского фронтов Г. К. Жуков.

Многое пришлось испытать Александре Петровне на фронте. Это уже сейчас, спустя десятилетия, она удивляется своей смелости в юные годы. Как-то девушке пришлось остаться ночью одной в землянке. Не побоялась пустить незнакомого ей человека. Имея при себе только трофейный дамский пистолет, она арестовала и сдала «власовца» в штаб, за что получила благодарность от командования.

Смерть боль и страдания заставляли быть выносливой и мужественной. Не забыть доведённых до смерти зверствами немцев советских солдат и граждан освобождённых городов, руины, оставленные фашистами при отступлении.

Однажды, личному составу батареи, в которой служила Александра Петровна, выдали паёк. Мыло и матрацы оказались трофейными. Недолгая радость быстро переросла в ненависть к фашистам. Выяснилось, что мыло было сделано на основе жира, полученного из пленных в концлагерях, а матрацы из их волос.

Связист; ефрейтор А. Барышникова прошла со своим полком большой путь от Тамбова до Берлина. Имеет боевую награду-медаль «За взятие Берлина». На фронте, в разгар боёв была принята в члены КПСС.

Закончилась война. Нужно было устраивать жизнь. Александра Петровна выбирает мирную профессию. Она поступает в Кирсановский педагогический техникум. По окончании работала в школе для глухонемых детей г. Рассказова. Не одному поколению дала путёвку в жизнь чуткая и внимательная воспитательница. Работая в школе, была секретарём партийной организации. Окружила материнской любовью, заботой и воспитала племянницу, которая рано потеряла мать.

Александра Петровна прожила 99 лет. Это случилось год назад после непродолжительной болезни. Мы с ребятами сильно переживали. Для нас это было настоящее горе. Нам очень не хватало общения с Александрой Петровной. И тут я понял, как много я ещё не успел узнать о своём старшем друге. Да, она мне была другом и советчиком. В общении с ней всё было понятно и просто. Александра Петровна хорошо знала жестовую речь.

На мои сложные вопросы она давала простые и правильные ответы. Я запомнил её слова, которые она часто нам говорила «Нам было жить тяжело, а вы учитесь хорошо, уважайте ваших учителей, любите и уважайте родителей. Всегда думайте перед тем, как что-то сделать. Желаю вам успешно определиться с будущей профессией, а потом так работать, что бы за труд вас уважали».

Я хотел из домашнего архива посмотреть фотографии военных лет. К сожалению, этих фотографий не было.

Мне захотелось узнать об этом человеке из воспоминаний тех людей, кто с ней работал-моих учителей. Мы с ребятами узнали у наших учителей, что с Александрой Петровной работала Тётушкина Людмила Сергеевна, Гуленко Лариса Владимировна. Людмила Сергеевна была завучем нашей школы с 1964 года. Мы с ребятами договорились о встрече с ней. После уроков мы вместе с классным руководителем и учителем русского языка пришли в гости к Тётушкиной Л. С. Из беседы с ней мы узнали, что Барышникова А. П. была очень активным человеком во всех проявлениях многообразной и сложной жизни. К своей работе она подходила творчески. Глубоко уважала личность каждого ребенка, чутко и заботливо относилась к нему. Старалась, как можно больше приносить пользы людям. В работе никогда не считалась с личным временем.

На классный час мы пригласили Гуленко Ларису Владимировну. Я взял у неё интервью. Лариса Владимировна рассказала, что помнит Александру Петровну, как человека жизнерадостного, спокойного, рассудительного.

Дети очень любили и уважали Александру Петровну. Им было очень легко с ней общаться так как она хорошо знала язык жестов.

ВЫВОД: Из встреч с Александрой Петровной, бесед об этом человеке с коллегами по работе-моими педагогами, постепенно открывалась судьба человека, прошедшего войну. Война изменила её, но не лишила воли к жизни.

На занятиях клуба «Патриот» мы начали оформлять альбом, посвящённый героической жизни участницы ВОВ, педагога нашей школы, моего старшего друга Барышниковой Александры Петровны. Мы очень стараемся, так как хотим к празднику День победы показать альбом всем ребятам нашего центра.

Когда я вырасту и у меня будет своя семья. Я расскажу о её жизненном опыте, о её отношениям к трудностям и преодолении их своим детям. Буду стараться воспитывать у детей любовь к родине, своей земле. Чтобы они знали и помнили, кому они обязаны настоящей жизнью.

Источники:

  • «Девять десятилетий города Рассказово» книга, посвящённая 90-летию г. Рассказово. 2017год издания.
  • Книга памяти Тамбовского района.
  • Газета «Трудовая новь» май, 2005.
  • Сборник «Победа. Родина. Учитель», посвящённый 70-летию Победы, подготовлен к печати редакционной коллегией Тамбовской областной профессиональной организации работников народного образования и науки.

Учреждение сегодня

Руководит Центром
директор
Сизова Ольга Васильевна

Сизова Ольга Васильевна Подробнее...

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности за 2017 год

Выдающиеся спортсмены

Информационные ресурсы

государственные услуги

Региональный портал государственных  и муниципальных  услуг Тамбовской области

Министерство образования и науки РФ

Управление образования и науки Тамбовской области

Дневник - школьная образовательная сеть

Горячая линия Телефон доверия Приемная Президента РФ

Зачисление в образовательное учреждение

Записаться в детсад

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Независимая оценка качества образования

Персональныеданные дети

Горячая линия - помощи в отказе от курения