Слухо-речевая среда как компонент коррекционно-развивающего пространства

  Слухо - речевая реабилитация слабослышащих и позднооглохших детей является одной из ведущих проблем сурдопедагогики. Актуальность этой проблемы в том, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает сложные дефекты произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности и на результат образования в целом. От решения этой проблемы зависит выполнение социльного заказа специальному образованию: сформировать личность неслышащего школьника - образованного, самостоятельного, активного, осознающего своё место в обществе, имеющего социокультурную идентификацию.

   Развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков слабослышащих учащихся является одной из ведущих задач специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида.

  Единая система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих обучающихся, воспитанников охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия и воспроизведение устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции. Роль слухового компонента в процессе коррекционной работы становится всё более значимой, особенно у слабослышащих учащихся. Это способствует формированию у детей более полноценного навыка речевого общения.

Основные цели и задачи.

Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи (её восприятия и воспроизведения) как фактора полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации.

1.Обеспечение условий для образовательного процесса:

- наличие специальных кабинетов для проведения индивидуальных, групповых, фронтальных занятий по развитию восприятия речи на слух и формированию произношения;

Специальный кабинет для проведения индивидуальных, групповых, фронтальных занятий по развитию восприятия речи на слух и формированию произношения

 
-  оснащение кабинетов аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;

- оснащение учебными программами, наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями;

- Применение слухо- и здоровьесберегающих технологий

- осуществление систематической связи по вопросам слухопротезирования учащихся с сурдокабинетом Тамбовской детской поликлиники и областной поликлиники (каб.438)

2. Совершенствование знаний психологии слабослышащих детей, методики формирования устной речи и развития слухового восприятия:

- психолого-педагогический семинар;

- школа молодого специалиста;

- всеобуч для родителей;

- консультации в слуховом кабинете;

- МО учителей индивидуальной работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия;

- посещения уроков и занятий, их анализ и рекомендации по улучшению деятельности педагогов для выполнения слухо-речевого режима (совместная работа воспитателей и учителей ФП и РСВ);

- подготовка речевых выступлений детей к праздникам, внеклассным мероприятиям и т.п.;

методики формирования устной речи

- систематическое проведение собеседования по самообразованию по овладению педагогами специфическими методами и приёмами работы.

3.Работа педагогов по выполнению слухо-речевого режима школы:

- систематическое осуществление всеми педагогами школы строгого контроля за всеми сторонами устной речи учащихся с привлечением сохранных анализаторов;

- наличие на каждого учащегося карты речевого развития, которая показывает динамику ФП и РСВ с 0 кл. по 12 кл.;

- наличие на учительском столе профилей произношения учащихся класса с указанием дежурных и контрольных звуков, других сторон речи, слухового режима у слабослышащих учащихся;

- наличие на партах контрольных звуков каждого ученика;

- наличие в каждом классе уголков техники речи;

- наличие опорные таблиц в общественных местах (раздевалка, столовая, мастерские, библиотека, медпункт, спортивный зал и т.п.);

ведение фонетических дневников

- ведение фонетических дневников учащихся для индивидуальной работы по ФП и РСВ;

- пополнение педагогами, ведущими индивидуальные и фронтальные занятия систематизированного наглядно-дидактического материала по разделам: звуки речи, работа над словом, над фразой, над другими сторонами речи, по развитию слухового восприятия в соответствии с недельным планированием и использование в работе ИКТ;

4. Контроль за деятельностью педагогов по ФП и РСВ:

- проведение контрольных работ по развитию слухового, слухо-зрительного восприятия и проверка внятности речи (методика Э.И. Леонгард) два раза в год (в конце первого полугодия и в конце учебного года) у учителей, ведущих индивидуальные занятия;

проведение контрольных работ по развитию слухового, слухо-зрительного восприятия и проверка внятности речи

  Результатом проводимой по овладению педагогами специфическими приёмами работы могут служить качественные показатели состояния внятности речи учащихся школы и развития речевого слуха.

Учреждение сегодня

Руководит Центром
директор
Сизова Ольга Васильевна

Сизова Ольга Васильевна Подробнее...

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности за 2017 год

Информационные ресурсы

государственные услуги

Региональный портал государственных  и муниципальных  услуг Тамбовской области

Министерство образования и науки РФ

Управление образования и науки Тамбовской области

Дневник - школьная образовательная сеть

Горячая линия Телефон доверия Приемная Президента РФ

Зачисление в образовательное учреждение

Записаться в детсад

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Независимая оценка качества образования

Персональныеданные дети

Горячая линия - помощи в отказе от курения