Слухо-речевая среда как компонент коррекционно-развивающего пространства
Слухо - речевая реабилитация слабослышащих и позднооглохших детей является одной из ведущих проблем сурдопедагогики. Актуальность этой проблемы в том, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает сложные дефекты произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности и на результат образования в целом. От решения этой проблемы зависит выполнение социльного заказа специальному образованию: сформировать личность неслышащего школьника - образованного, самостоятельного, активного, осознающего своё место в обществе, имеющего социокультурную идентификацию.
Развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков слабослышащих учащихся является одной из ведущих задач специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида.
Единая система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих обучающихся, воспитанников охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия и воспроизведение устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающейся в процессе работы слуховой функции. Роль слухового компонента в процессе коррекционной работы становится всё более значимой, особенно у слабослышащих учащихся. Это способствует формированию у детей более полноценного навыка речевого общения.
Основные цели и задачи.
Система коррекционной работы в школе подчинена формированию устной речи (её восприятия и воспроизведения) как фактора полноценного развития детей с недостатками слуха, наиболее полной их социальной адаптации.
1.Обеспечение условий для образовательного процесса:
- наличие специальных кабинетов для проведения индивидуальных, групповых, фронтальных занятий по развитию восприятия речи на слух и формированию произношения;
- оснащение кабинетов аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;
- оснащение учебными программами, наглядно-дидактическим материалом, учебниками и методическими пособиями;
- Применение слухо- и здоровьесберегающих технологий
- осуществление систематической связи по вопросам слухопротезирования учащихся с сурдокабинетом Тамбовской детской поликлиники и областной поликлиники (каб.438)
2. Совершенствование знаний психологии слабослышащих детей, методики формирования устной речи и развития слухового восприятия:
- психолого-педагогический семинар;
- школа молодого специалиста;
- всеобуч для родителей;
- консультации в слуховом кабинете;
- МО учителей индивидуальной работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия;
- посещения уроков и занятий, их анализ и рекомендации по улучшению деятельности педагогов для выполнения слухо-речевого режима (совместная работа воспитателей и учителей ФП и РСВ);
- подготовка речевых выступлений детей к праздникам, внеклассным мероприятиям и т.п.;
- систематическое проведение собеседования по самообразованию по овладению педагогами специфическими методами и приёмами работы.
3.Работа педагогов по выполнению слухо-речевого режима школы:
- систематическое осуществление всеми педагогами школы строгого контроля за всеми сторонами устной речи учащихся с привлечением сохранных анализаторов;
- наличие на каждого учащегося карты речевого развития, которая показывает динамику ФП и РСВ с 0 кл. по 12 кл.;
- наличие на учительском столе профилей произношения учащихся класса с указанием дежурных и контрольных звуков, других сторон речи, слухового режима у слабослышащих учащихся;
- наличие на партах контрольных звуков каждого ученика;
- наличие в каждом классе уголков техники речи;
- наличие опорные таблиц в общественных местах (раздевалка, столовая, мастерские, библиотека, медпункт, спортивный зал и т.п.);
- ведение фонетических дневников учащихся для индивидуальной работы по ФП и РСВ;
- пополнение педагогами, ведущими индивидуальные и фронтальные занятия систематизированного наглядно-дидактического материала по разделам: звуки речи, работа над словом, над фразой, над другими сторонами речи, по развитию слухового восприятия в соответствии с недельным планированием и использование в работе ИКТ;
4. Контроль за деятельностью педагогов по ФП и РСВ:
- проведение контрольных работ по развитию слухового, слухо-зрительного восприятия и проверка внятности речи (методика Э.И. Леонгард) два раза в год (в конце первого полугодия и в конце учебного года) у учителей, ведущих индивидуальные занятия;
Результатом проводимой по овладению педагогами специфическими приёмами работы могут служить качественные показатели состояния внятности речи учащихся школы и развития речевого слуха.